Карнавал Арлекино

Жоан Миро так и не стал бухгалтером... DM
Жоан Миро так и не стал бухгалтером… DM

Его отец, ювелир-часовщик, мечтал о том, чтобы сын стал бухгалтером. А сын мечтал стать художником. Но желания сына не учитывались, поэтому пареньку пришлось после школы поступать в скучную школу коммерции. Работа помощника главного бухгалтера в одной из барселонийских аптек чуть не свела бесталанного коммерсанта в могилу – молодой человек заболел тифом и слег на целый год. После болезни, испугавшийся за чадо отец все же позволил пареньку заниматься любимым делом – рисовать. Так начал свой путь один из основателей сюрреализма – Жоан Миро, всемирно известный художник, проживший на Майорке долгие годы.

Страшно представить себе, что бы стало с человечеством, будь Миро-старший понастойчивее. “Получи профессию, чтобы мог заработать себе на кусок хлеба, – твердят отцы нерадивым чадам, – а потом рисуй, сколько душе угодно”. Душе Миро-младшего было угодно рисовать всегда и везде. После болезни, добившись отцовского согласия, он все же поступил в частную художественную школу Франсиско Гали в Барселоне. Всего лишь через пять лет проходит первая персональная выставка молодого художника. Она завершается полным фиаско: ни одна из представленных шестидесяти пяти картин не находит покупателя.

miro_2
Мастерская творца. DM

Потом следуют годы, проведенные в Париже, близкое знакомство с Пабло Пикассо, «заразившего» Жоана кубизмом. Французская богема в то время только открывала для себя сюрреализм, главный принцип которого заключался в освобождении творческого подсознательного начала из-под контроля логики и разума. Только к концу двадцатых годов Миро уходит в сторону от общего движения и вырабатывает свой стиль, еще более абстрактный, почти синтетический. Его картины приобретают известность. Персональные выставки тридцатых годов в Париже, Нью-Йорке и Лондоне делают из каталанского живописца звезду. Тогда же начинается его роман с Майоркой – он женится на девушке, родившейся и выросшей на этом острове. Совсем скоро на свет появляется единственная дочь, нареченная в честь Пресвятой Девы Марией.

Выставочные залы фондаМиро. DM
Выставочные залы фондаМиро. DM

Двадцатый век богат на войны и гениев. Вторая Мировая загнала молодое семейство Миро сначала в Париж, а потом и в маленькую нормандскую деревушку на побережье. Здесь художник создает целую серию изумительных по красоте картин – “Созвездие”, словно противопоставляя захлестнувшему мир цинизму, боли и несчастьям чистоту красок,  благородство идей и полное отсутствие насилия.

За свою долгую жизнь испанец создал более 2000 картин, 500 скульптур и около 400 керамических изделий. Он никогда не стремился зарабатывать – очевидно, тяга к коммерции погибла в нем еще в колледже. Все, связанное с деньгами, отталкивало гения. Под конец жизни, дабы отрешиться от всего материального, он даже прилюдно уничтожал некоторые свои работы. Что, впрочем не помогло ему стать бедным – до сих пор любая из работ мастера оценивается в десятки и сотни тысяч долларов и евро. Но не творить он не мог. Отсюда такое громадное количество работ, оставшееся после смерти Жоана Миро.

miro_5Окончательное переселение семейства на Майорку произошло уже после войны. Мать Миро, как и его жена, была майоркинкой. Для художника этот остров стал земным раем. Здесь он выстроил две своих мастерских – сегодня обе можно посетить, они расположены неподалеку от Кайа Майор, в фонде Жоана Миро, который для общественного посещения. В одной из мастерских все осталось нетронутым с того дня, как мастер работал в ней в последний день своей жизни. Чего здесь только нет – кисти, гипс, холсты, лак в разнокалиберных банках, а также всякая всячина, которую художник приносил с собой из ежедневных прогулок. Вторая мастерская – больше и светлее. Ее строили по специальному заказу – художник хотел иметь возможность работать одновременно над несколькими картинами.

Сегодня в Испании и в мире с искусством этого человека связано множество, казалось бы, совершенно повседневных вещей: символика крупнейшей испанской сберегательной кассы, морская звезда – творение кисти Жоана Миро. Красно-желтая эмблема Испании из рекламы, приглашающей туристов провести здесь отдых – дело рук Миро, дом ЮНЕСКО в Париже и стены музея Людвигсхафена украшены его мозаикой.

Спустя 30 лет после своей смерти Миро превратился в мировую торговую марку, на которой пытается заработать всяк, кому не лень. Посмотреть на подлинные работы мастера, насладиться картинами целиком, а не довольствоваться фрагментами, запечатленными на рекламах банков, фондов, бирж, можно, пожалуй, лишь здесь, на острове, где барселониец по рождению и майоркинец по собственному желанию жил и творил в течении нескольких десятков лет. Жизнь этого человека,  сотканная из воспоминаний о годах, проведенных в разных городах – Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Пальме – похожа на карнавал. Карнавал Арлекино, вызвавшегося удивлять публику своей самобытностью и талантом – и достигшего на этом поприще вершин.

miro_4Фонд Жоана Миро открыт со вторника по субботу с 10.00 до 18.00, по субботам вход свободный, по воскресеньям и в праздничные дни с 10.00 до 15.00. Цена билета – 6 евро.