Испытание чувств

Фредерик ФрансуаШопен и Аврора Люсиль Дюпен. B. RAMÓN
Фредерик ФрансуаШопен и Аврора Люсиль Дюпен. B. RAMÓN
Со стороны трудно было понять, что их объединяло — настолько разными они казались…

Крюкова Наталья
chopin_5Он – Фредерик Франсуа Шопен – великий польский пианист и композитор. Отец композитора был учителем, преподавал французскую литературу и иностранные языки. Мать Шопена получила хорошее образование и была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано и обладала красивым голосом. Именно благодаря ней Фредерик получил свои первые музыкальные впечатления.

Уже в детские годы Шопен проявил свои необыкновенные способности. Он поражал окружающих музыкальной «одержимостью»: мог заплакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию. Вот что поместили в варшавской газете о его первой музыкальной пьесе: «Автор этого произведения – ученик, которому еще не исполнилось 8 лет. Это настоящий гений музыки с необычайной легкостью и исключительным вкусом, исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей». Композитор вырос в прекрасной семье, его детство прошло в атмосфере любви и взаимопонимания. Интеллигентность и чуткость родителей благотворно сказались на развитии талантов у ребенка.

Пианино великого композитора Фредерика Шопена. B. RAMÓN
Пианино великого композитора Фредерика Шопена. B. RAMÓN

В 19 лет Шопен начал артистическую деятельность. Со своими произведениями он выступал в Вене, Дрездене, Париж. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом и техническим совершенством. Его слава росла чрезвычайно быстро, он был желанным гостем в музыкальных салонах европейской аристократии, которая была очарована его обаятельной внешностью и изысканными манерами. Вот что об этом писал Ференц Лист: «Голубые глаза Шопена блистали умом; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица, вьющиеся светлые волосы прельщали всех. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя».

Она – Аврора Люсиль Дюпен – французская писательница, стоявшая во главе движения за равноправие женщин. Прадедом Авроры был главный маршал Франции – Мориц Саксонский. Отец писательницы, несмотря на классическое образование и любовь к музыке, также избрал карьеру военного. Во время своей службы в наполеоновской армии он встретил актрису бродячего театра и, влюбившись в неё, тайно обвенчался. Вскоре после венчания у молодых родилась девочка, которую в честь матери отца назвали Авророй. Однако старшая Аврора не пожелала признавать ни невестку, ни внучку. Когда девочке исполнилось четыре года трагически погиб ее отец. После этого свекровь – графиня и невестка – простолюдинка на время сблизились. Однако вскоре госпожа Дюпен посчитала, что мать не сможет дать Авроре достойного образования и решила забрать девочку к себе. После долгих колебаний мать Авроры, не желая лишать дочку большого наследства, оставляет ее у бабушки в поместье Ноан. Писательница очень тяжело переживала разлуку: «Моя мать и бабушка рвали мне сердце на клочки». Она постоянно пыталась помирить мать с бабушкой, но все ее попытки терпели не удачу. Атмосфера в семье была далека от романтической: бабушка нередко устраивала скандалы, упрекала мать Авроры за то, что она низкого происхождения и вела себя довольно непристойно до заключения брака с ее сыном. Девочка неизменно становилась на сторону матери, старалась во всем ее поддерживать. Тем не менее, благодаря бабушке Аврора получила блестящее образование. Пожилая аристократка привила внучке любовь к музыке и литературе, научила её чтению, письму, арифметике и истории, но посчитав, что этого недостаточно, отдала девочку на воспитание в пансион, где воспитывались девушки из самых знатных и богатых семей Франции.

В келье, в которой проживала известная пара, находится музей DM
В келье, в которой проживала известная пара, находится музей DM

Бабушка умерла, когда Авроре было шестнадцать лет. По завещанию имение в Ноане перешло к внучке. Богатая наследница Аврора не считалась завидной партией из-за низкого происхождения матери, но девушку это несколько не смущало. Она увлеклась изучением философской литературы Монтескье, Аристотеля, Паскаля, но более всех она восхищалась Руссо, считая, что только у него есть подлинное христианство, «которое требует абсолютного равенства и братства». Аврора совершала длительные верховые прогулки на лошади, облачаясь для этого в мужскую одежду, так как она была более удобной для этого занятия. Окружающие порицали Аврору за ее образ жизни. Свобода, которой она пользовалась, была немыслима в то время для особы ее пола и возраста. Через несколько лет Аврора вышла замуж, родила двоих детей, но брак оказался непрочным. Мужа не интересовали ни книги, ни музыка. Он охотился, «занимался политикой в местном масштабе» и пировал с такими же дворянчиками, как он. Аврора чувствовала, что пора менять ситуацию: она оставила поместье в управление мужу в обмен на ежемесячное пособие, выговорив при этом условие, что будет проводить полгода в Париже, а другие полгода в Ноане сохраняя видимость брака.

Начало литературной деятельности связано с переездом писательницы в Париж. Пансиона в три тысячи франков не хватало, так как по сравнению с Ноаном, Париж оказался безумно дорогим. Из экономии она носила мужской костюм, который к тому же стал пропуском в театр: в партер – единственные места, которые ей были по карману – дам не пускали. Чтобы зарабатывать Аврора решила писать, она выбирает мужской псевдоним Жорж Санд. Для нее это стало символом избавления от неравного положения, на которое обрекало женщину общество того времени. Первый роман «Индиана» принес ей блестящий успех, сам Бальзак дал хвалебный отзыв о ее работе. Крупное издательство заключило с ней контракт, что помогло ей обрести финансовую независимость. Жорж Санд стала знаменитой, но бунтарь по природе, она не отказалась от своего стиля: продолжала носить мужской костюм и курила сигары.

chopin_4Они впервые увидели друг друга в доме общих знакомых. Шопен не обратил на писательницу никакого внимания, так как был помолвлен с красавицей Марией Водзинской. Однако вскоре его невеста расторгла помолвку, заявив, что жених не является тем мужчиной, который может сделать её жизнь спокойной и счастливой. Впечатлительный композитор сильно переживал разрыв с невестой и нашёл утешение в объятиях Жорж Санд, которая смогла найти путь к сердцу великого композитора. «Она так проникновенно смотрела мне в глаза!.. — вспоминал Шопен — Я был побеждён!», и настал тот день, когда Жорж Санд смогла назвать себя счастливейшей из женщин: ее любил сам Фредерик Шопен! Никто не верил в продолжительность этих отношений, но вопреки всему, они пробыли вместе 9 долгих лет.

Осенью 1838 года у сына Жорж Санд, слабого и болезненного мальчика, начались проблемы со здоровьем. Врачи посоветовали отвезти его на зиму в теплые края. Шопен, будучи не в силах провести ни минуты без любимой, решил, что поедет вместе с ней. Жорж Санд засомневалась: «Перспектива совместной семейной жизни с моим новым другом меня смущала. Мне стало страшно при мысли о новой обязанности, открывшейся передо мной. Страсть не ослепляла меня. Я чувствовала к маэстро какое-то материнское обожание, очень живое и сильное, но которое не могло соперничать с моей любовью к детям». Однако все решила судьба – обнаружившийся у Шопена туберкулез потребовал перемены климата и для него. В архиве Майорки хранится бортовой журнал парохода, доставившего путешественников на остров 8 ноября 1838 года. Среди пассажиров первого класса упомянуты: «мадам Дюдеван, замужняя; сеньор Мориц, ее сын; сеньорита Соланж, ее дочь; сеньор Фредерико Шопен, музыкант». Первое впечатление от острова было восторженное. Шопен писал своему другу: «Небо тут бирюзовое, море лазурное, а горы изумрудные. Воздух здесь совсем как в раю. Днем светит солнце, и все ходят в летних платьях. Ночью везде и всюду раздаются звуки песен и гитары… Словом, восхитительная жизнь!..» Дни бежали быстро, приближалась зима, по иронии судьбы одна из самых холодных за историю Майорки, которая принесла им испытание чувства любви в картезианском монастыре Вальдемосы.

Шопен простудился и начал кашлять кровью. Приглашенные врачи делали самые неутешительные прогнозы. По городу поползли слухи, что его болезнь заразна, люди стали шарахаться от «опасных» иностранцев. Продавцы прятали свои продукты на местном рынке, когда видели Жорж Санд или продавали втридорога. По испанскому закону того времени все, к чему прикасался инфекционный больной, подлежало немедленному уничтожению, и владелец дома потребовал, чтобы постояльцы не только освободили квартиру, но и заплатили за вещи, которые он теперь должен сжечь на костре. Узнав от служанки, что в деревушке Вальдемоса есть старая, основанная пятьсот лет назад обитель, Жорж Санд воспрянула духом. Уединенный монастырь в горах, специально построенный для короля Санчо, который страдал астмой, казался местом, где можно будет избавиться от легочного заболевания Шопена и враждебно настроенных местных жителей. Но через некоторое время привлекательность обители разбилась о быт. Не прошло и недели после переезда, как Шопен жаловался другу в письме: «Представь себе меня… сидящим между скалами и морем в большом заброшенном монастыре, в келье…» Гнетущее безмолвие которой, он пытался заполнить музыкой. Из его пальцев низвергались водопады звуков, а через них чувство любви, пылающее в сердце. Но часы, проведенные за фортепиано, сменялись днями тяжелой депрессии. Холод и везде проникающая сырость, отсутствие привычных условий и хорошей еды заставляли страдать Шопена, возможно больше, чем от самого заболевания. На плечи Жорж Санд легли все заботы о хозяйстве, детях и уходе за больным Шопеном. Для писательской работы оставались только ночи. Двадцать страниц текста – такова была ежедневная норма писательницы. И чем больше сыпались на Жорж Санд жизненные невзгоды, тем совершенней становились ее сочинения. Авторский труд помогал ей на время отдохнуть, убежать от тяжелой реальности.

Но в жизни, как известно, все когда-нибудь заканчивается. Так и зима, преподнесшая им испытание чувств, прошла. И однажды настало утро, когда можно было сесть на корабль и отправиться в обратное плавание. «Безусловно, придет время, когда люди утонченные и даже нежные красавицы смогут также приезжать на остров, без лишних хлопот и неудобств. Потому что Майорка является одним из самых красивых мест на земле» написала Жорж Санд в своей книге «Зима на Майорке». Вопреки, а может благодаря трудностям с которыми влюбленным пришлось столкнуться на Майорке, Шопен написал в эти зимние месяцы свои лучшие произведения. Очень музыкальная от природы, Жорж Санд тонко чувствовала и понимала музыку Шопена. Восхищалась его гениальностью и всегда поощряла его желание работать, создавая для этого все необходимые условия. Именно годы, проведённые с Жорж Санд, биографы Шопена считают самыми плодотворными в его творчестве.