Добрая половина жизни

Винные погреба Майорки. Гордость острова.
Винные погреба Майорки. Гордость острова.

Как сказал когда-то поэт: «Вино и сыр – половина жизни». Причем, если говорить о Франции, Италии и Испании – лучшая ее половина. Примерно в получасе езды восточнее от столицы острова находится самая большая на Балеарах бодега – то есть, по-русски, винный погреб. Побывать на Майорке, не отведав ее вин, непростительно. Поэтому садитесь в автомобиль и отправляйтесь с нами: пробовать, чувствовать, наслаждаться.

Сбор винограда для будущих вин.
Сбор винограда для будущих вин.

О хорошем вине можно говорить бесконечно. То, что обычно подают в средней руки отелях острова, увы, к разряду хороших вин отнести сложно. Это – не более, чем стандарт, если не сказать – ширпотреб. Чтобы понять вкус майоркинской жизни, нужно посетить деревеньку Санта Мария дель Ками. В подвалах здешних виноделен выдерживается до сотни сортов испанских хересных вин.

Бодеги представляют собой обширные наземные помещения с толстыми и высокими крышами, которые часто изолированы пробковыми полосами для защиты от солнечного нагрева. Высоко в стенах имеются небольшие окошки, которые держат всегда открытыми для лучшей циркуляции воздуха. Полы земляные, но проходы между рядами с бочками выкладывают дубовыми клепками (отходами местного же бондарного производства), которые в жаркое время 2—3 раза в неделю поливаются водой для охлаждения подвала. Тяжелые крыши поддерживаются рядами четырехугольных колонн, соединенных арками. Бочки в бодегах располагаются в 2, 3, 4 двойных ряда с широкими проходами между ними и устанавливаются в 3—4 яруса.

погребам Macià Batlle.
погребам Macià Batlle.

Перед входом в бодегу Масиа Батле стоит черный паровозик, на котором можно совершить экскурсию по виноградникам. Наливающиеся соком, золотисто-прозрачные лозы белых сортов винограда словно просят: «Отведайте нас!». В какой-то момент мини-локомотив останавливается посреди плантаций и колоритный, усатый старик-машинист, исполняющий также и обязанности гида, просит своих пассажиров успокоиться – для того, чтобы в тишине прислушаться, как дышит земля. И она действительно дышит – рыхлая, теплая, пахнущая солнцем и морской солью. Хочется сжать ее в кулаке, чтобы прикоснуться к этому первозданному раю. На вопрос, почему здесь, на Майорке, так хорошо, уже не ищешь ответа – люди, умеющие слушать свою землю, не могут жить несчастливо.

Возвращаясь обратно, к винным погребам, уже чувствуешь себя почти дома, тем более, что двери практически во все помещения бодеги всегда открыты для посетителей.

Вино в бочках выстаивается годами.
Вино в бочках выстаивается годами.

“Можете посмотреть, как изготовляются вина, можете спуститься в подвалы, где хранятся тысячи бутылок наших марок. Чувствуйте себя как дома!” – приглашает Рамон Сербальс, хозяин всего этого великолепия. Экскурсия по погребам, заканчивающаяся непременным бокалом чуть терпкого майоркинского вина, бесплатна. Чтобы не обидеть хозяев, а также увезти домой хмельной нектар богов, запечатанный в пузатые бутылки, стоит заглянуть в лавочку, торгующую домашним вином Санта Марии дель Ками. Здесь же можно приобрести выпекаемый в местной пекарне хлеб, всегда горячий, ароматный, с хрустящей корочкой, оливковое масло собственного производства – надо отметить, что оливковые плантации острова считаются лучшими в мире. Масло оливок здесь свежайшее, лучших сортов и невероятно дешевое, в сравнении с российскими ценами. В этой маленькой лавке торгуют самыми вкусными продуктами, которые были изобретены человечеством – можно, устроившись в тенечке, обмакнуть корочку свежайшего хлеба в душистое оливковое масло, отправить все это великолепие в рот и запить прохладным домашним вином. Это сочетание даже лучше, чем секс, как сказали бы монахи местного монастыря, если бы им предоставилась возможность сравнить два этих плотских наслаждения.

Возвращаясь к жизненным реалиям, стоит отметить, что в майоркинскую бодегу не стоит наведываться в сопровождении маленьких детей, также здесь не приветствуются громкие компании и без того подвыпивших туристов. Как гласит испанская пословица, вино любит тишину. Бодега – место для утонченных эстетов, ценителей хорошей кухни, знающих толк в дорогом вине, разбирающихся в живописи. Кстати, этикетки на бутылках многих сортов майоркинских вин, как правило, являются творениями кисти знаменитых художников, живущих на Балеарских островах.

Вино – это тоже искусство, формулирует свою жизненную философию винодел Сербайс. Залы бодеги отделаны в соответствии с этим золотым правилом: деревянная мебель ручной работы, теплые тона стен, мягкие, винного оттенка, гардины, пол в любом помещении, вплоть до заводских, где вино разливается по бутылкам, начищен до зеркального блеска, и картины, картины… сотни полотен на всех стенах бодеги Масиа Батле. Странное ощущение – бродить по комнатам, напоминающим по стилистике не то парижскую городскую усадьбу, не то музей изобразительных искусств. Даже снаружи помещения винных погребов смотрятся головокружительно живописно на фоне гор Трамунтана, до которых рукой подать.

Эти винодельни производят как красные и белые, так и розовые сорта вин. Каждый сорт выдерживается в погребах, при температуре от 17 до 19 градусов, в огромных бочках французского дуба, минимум два года. После двух лет вино разливается по бутылкам и… отправляется обратно в погреба еще на пару лет. Затем вино продается, как дома, на островах, так и далеко за пределами Испании. В год бодеги Масиа Батле производят до четырех миллионов литров – совсем немного по сравнению с девятнадцатым столетием. Тогда в год выделывалось до семидесяти пяти миллионов литров. Но случилось несчастье: на остров налетела виноградная филлоксера и уничтожила на корню огромные виноградные плантации. С тех пор местные виноделы разводить виноградники в былом масштабе опасаются. Нынешнее майоркинское вино – редкость, драгоценный подарок для настоящих ценителей.

Добраться до знаменитых виноделен можно, выехав из Пальмы по автотрассе МА-13, до съезда на Festival-Park. Оттуда – на проселок МА-13 в сторону Santa Maria del Camí, проехать деревню и остановиться у последнего дома слева. Вы – у цели: бодеги Macià Batle.