Мудрец Майорки – Раймонд Луллий

Памятник Раймонд Луллию в Пальме. SEBASTIÀ TERRASSA
Памятник Раймонд Луллию в Пальме. SEBASTIÀ TERRASSA

llull_4В самом центре острова находится  горный массив  под названием Ранда. Благодаря своему расположению с вершин  его гор,  открывается панорама почти на всю Майорку. Хорошо видна береговая линия острова от залива Пальмы до заливов на севере Польенсы и Алькудии, более тридцати городов Майорки и остров Кабрера. Вид настолько потрясающий, что невольно заставляет задуматься о вопросах бытия. Именно за этим и пришел сюда в 1273 году Раймунд Льюль – писатель, философ, миссионер, основоположник литературного языка Каталонии.

Рамон Льюль или Раймонд Луллий родился в 1235 году на острове Майорка, который незадолго до его рождения был отвоеван у арабов (1229 год). Это был период Великой Реконкисты, то есть борьбы Испании за возврат Пиренейского полуострова, захваченного арабами. Войска испанских королей занимали земли, на которых веками проживало население, исповедующее мусульманство.

FOTOESTOP
FOTOESTOP

Рамон Льюль был выходцем из очень богатой и знатной каталонской семьи. Его детство прошло при дворе короля Хайме І «Завоевателя». Получив блестящее образование, одаренный юноша помимо занятия науками, среди которых его особенно увлекала философия, прекрасно рисовал, создавал скульптуры, музицировал и слагал стихи во имя прекрасных дам. Со временем король назначил своего любимца королевским советником и сделал его наставником своего сына, будущего короля Майорки Хайме II.

До тридцати трех лет будущий философ вел довольно праздный образ жизни, пока с ним не произошло событие, которое потрясло его и окончательно поменяло его жизнь. Рамон, несмотря на то, что был женат и имел двоих детей, обладал слабостью, с которой не мог справиться – любовь к женщинам. И вот он воспылал страстью к замужней даме. Это была умная прекрасная женщина и экстравагантные выходки самодовольного красавца желавшего доказать свою любовь чрезвычайно досаждали ее. После того, когда он въехал на лошади в собор во время службы, чтобы положить к ногам своей возлюбленной очередные сочиненные для нее стихи, Амбросия, так звали эту знатную сеньору, согласилась на встречу с ним и назначила ему свидание в своей спальне. Льюль торжествовал,   неприступная красавица снизошла к нему. В радужном настроении, захватив все свои любовные поэмы, он отправился на встречу. Донна Амбросия встретила Рамона в  комнате ярко освещенной свечами и, очень холодно, спросила его, не желает ли он полюбоваться ее грудью, которую он так воспевает в своих стихах. Льюль был удивлен  таким предложением, тем не мене согласился. Когда женщина распустила корсаж, он увидел безобразно изъеденную раком грудь, уродливые рубцы шли в глубь по телу. «Смотри Рамон смотри, какое бренное тело у тебя вызывает страсть! Не лучше ли тебе возлюбить Иисуса Христа, от которого ты можешь ждать вечной награды?»

Льюль был потрясен, домой он вернулся в крайне подавленном состоянии духа. Почти никуда не выходя в течение нескольких дней, он пытался отвлечься, сочиняя лирические стихи, именно тогда ему было видение распятого Христа, с немым укором смотревшего на него. Пытаясь отмахнуться от увиденного, он вновь обратился к стихам, но то же самое видение повторилось ещё четыре раза. Раймонд провел бессонную ночь, терзаясь стыдом и угрызениями совести, и как только наступило утро, он устремился в исповедальню и поклялся, что отныне посвятит свою жизнь прославлению Господа.

Оставив часть средств из своего  состояния  супруге с детьми,  остальное он раздает бедным и уходит на гору Ранда для покаяния и молитвы. Его уход наделал много шума в обществе. Люди говорили, что королевский любимчик, привыкший с детства к исполнению своих желаний, не вынес отказа от гордой красавицы. Но никто не знал, что на самом деле творилось в его душе.

После многих дней поста на ветвях дерева растущего на горе он увидел множество букв, которые закручивались в слова по типу арабской вязи. Он увидел в этом откровение нести учение Христа на Восток и поставил перед собой грандиозную задачу – разработать систему обращения в христианство представителей иных религий – прежде всего магометан и иудеев, через знание. Обращения добровольного, путем убеждения в превосходстве иной системы знаний, построенной с использованием принципов, взятых из их религии. Он считал, что с людьми, исповедующими иную веру, надо было разговаривать, их надо было убеждать, нести им свет не мечом, но истиной. Главным мотивом его деятельности было убеждение, что истина — одна: истинное для веры не может быть противно или чуждо разуму, и, следовательно, всякое заблуждение может быть опровергнуто разумными аргументами. Изучив в совершенстве арабский язык, он ознакомился также главными учениями мусульманского мира и создал философскую систему помогающую убеждать нехристиан в истинности христианства.

Сначала он занялся миссионерской деятельностью на Майорке, население которой в то время в основном было мусульманским.  В 1276 году при поддержке своего коронованного покровителя Хайме II, он основал на Майорке, в поместье «Мирамар» одноименный монастырь, при котором создали первую в Европе школу иностранных языков. В ней монахи изучали арабский, древнееврейский и халдейский (староцерковный сирийский) языки. Помимо этого там изучали восточную (особенно суфийскую) мудрость. Эти знания им были необходимы для миссионерской деятельности.

Раймонд Луллий вел напряженную работу за души людей, которую он вел на их родном языке убеждением, обращая их разум к истине. Он активно ходатайствовал перед Римом об обучении духовенства арабскому языку, предпринимал энергичные попытки организовать широкое миссионерское движение с целью повсеместного изучения восточных языков. Но его идеи не находили поддержки у римского папы и у европейских монархов. Лишь в 1311 году папа дал разрешение на изучение арабского, еврейского и греческого языков в университетах Европы.  Именно благодаря нему впоследствии Европа познакомилась с сокровищницей знаний арабского мира и учениями Древней Греции. Тем самым Раймонд Луллий стал как бы начальным звеном в переходе к эпохе Возрождения!

Но Луллий не может ждать и поэтому действует в одиночку, на свой страх и риск. Он посещает Кипр, Армению, Северную Африку, Ближний Восток. В Алжире склоняет к христианской вере 70 арабских философов… Стремится обратить в христианство монголов на Руси. Сидит в тюрьме, терпит лишения, подвергается преследованиям… Он изучал химию и медицину, и со временем за ним закрепилась слава искусного врачевателя. Он никому не отказывал в помощи, лечил и проповедовал.

В 1315 году в Тунисе, во время путешествия в Африку. На площади городка Бужи во время проповеди Евангелия, его забросали камнями мусульмане-фанатики. Волею судьбы в тот самый момент к берегу пристало судно с генуэзскими купцами, возглавляемыми Стефаном Колумбом, предком Христофора Колумба. Генуэзцы увидели груду булыжников и над ней слабое свечение. Бережно извлекли они из-под камней тело, еще живого 82-летнего мудреца и доставили его на корабль. Старик заплакал от счастья, когда узнал, что корабль идет на Майорку. Он умер в дороге, его с почестями похоронили в церкви Святого Франциска в городе Пальма де Майорка.   Саркофаг с его мощами находится в этой церкви и по сей день.

Раймонд Луллий создал более трехсот произведений на каталанском, латыни и арабском языках. Из них около шестидесяти книг по теологии, большая часть которых адресована мусульманской интеллигенции. Его исследования в области медицины, лишь спустя два с лишним столетия использовал в своей практике другой известный средневековый лекарь – Парацельс. Льюль создал цельную философскую систему, традиции которой продолжали Агриппа Неттесгеймский, Николай Кузанский, Джордано Бруно и Гегель. Ему принадлежит идея создания логической машины – устройства для преобразования формул и доказательства теорем. Эту идею применят на практике только в 20 веке, при создании ЭВМ (компьютеров).

Ученый-энциклопедист и поэт, философ-мистик и миссионер, придворный и богослов, писатель и лекарь… Трудно поверить, но все это – один человек, самобытный представитель средневекового миросозерцания Раймонд Луллий. Его произведение «Книга о Любящем и Возлюбленном» переведена на русский язык. По замыслу книги «Любящий» – это христианин, а «Возлюбленный» – это Господь. Книга носит автобиографический характер. Божественное и человеческое – это главная тема как в творчестве  Луллия, так и в его судьбе.

Сегодня на вершинах горы Ранда расположились три старинных монастыря, один из которых действующий, но для посещения открыты все: святилище Святой Богоматери Грасия, Сант-Онорат  и святилище Святой Богоматери Кура.  В последнем монастыре находится отель, при котором есть кафе, где вы сможете перекусить. Спланируете свою поездку так, чтобы у вас была возможность увидеть закат, и возможно это будет один из самых красивейших закатов в вашей жизни.

Святого похоронили в церкви Святого Франциска с великими почестями. DM
Святого похоронили в церкви Святого Франциска с великими почестями. DM