Дворики старого города

Романтика майоркинской архитектуры.
Романтика майоркинской архитектуры.

Помните героя Андрея Миронова из кинофильма “Бриллиантовая рука”, заблудившегося в лабиринте улочек и двориков одного из иноземных городов? Того самого, который чуть не сошел с ума от стен, домов, узости мощеных тротуаров и дорог, ведущих в никуда? Этот эпизод вполне можно было бы снять в «старом городе» Пальмы де Майорка. Не заблудиться здесь невозможно. Зато есть где отдохнуть от блужданий:  почти в каждом доме есть прохладный, уютный дворик – по-испански “патио”.

patios-2Исторический центр Пальмы, безусловно, похож на лабиринт. В этом нет ничего удивительного: самые первые улочки этой портовой столицы закладывались еще во времена древнего Рима. Потом остров захватили мавры и привнесли в структуру города свой, мавританский колорита. За ними последовали каталанцы, а потом над обликом майоркинской столицы потрудились итальянские мастера. Уникальность Пальмы – в ее девственной нетронутости. Ни разу до сегодняшнего дня ни одна война не затронула зданий этого солнечного города. Здесь было спокойно даже в самые грозные времена – обе мировые войны обошли остров стороной. Гладя неровные стены старинных домов, прикасаешься к истории. Эти камни помнят те времена, о которых нынешние жители и гости Майорки знают разве что из учебников.

В старом городе Пальмы ничего не меняется столетиями. Если мысленно убрать с этих более чем узких улочек автомобили и дорожные указатели, если замазать краской кричащую рекламу, а людей облачить в бархат и шелка – попадешь в Средневековье. А если еще немного поднапрячь фантазию – вполне можно представить себе процветающую провинцию Древнего Рима. Конечно, «ничто не вечно под Луной», но в Пальме этот закон природы, кажется, давно отменили.

patios-3Первозданность этих мест приносит хороший доход туроператорам, устраивающим экскурсии по лабиринтам переулков и двориков старинной части столицы. Вам расскажут о том, когда и какой местный герцог жил в том или ином доме, красочно обрисуют времяпрепровождение майоркинских матрон, предпочитавших коротать жаркие дни за вышиванием (Майорка славится своей изумительной вышивкой), сидя в тенистой прохладе “патиос”, под журчание изящных фонтанчиков и крики экзотических птиц. Архитектура внутренних двориков, скрытых от посторонних глаз за высокими стенами и решетчатыми воротами, восходит к классическому перистилю, получившему широкое распространение в античные времена, а также в средние века как в Испании, так и других средиземноморских странах. Ещё во времена Римской империи патио получили широкое распространение в домах знати и богатых горожан. Во времена Средневековья они стал классическими архитектурными элементами испано-мавританского архитектурного стиля.

В принципе, погулять по старому городу можно и без экскурсий. Но попасть в большинство двориков, в самом деле заслуживающих того, чтобы ступить на их выложенную терракотовой мозаикой территорию, возможно лишь в обществе предприимчивого гида. В противном случае, эту красоту приходится созерцать из-за ажурной решетки ворот – жители домов с патио не желают впускать на свою территорию туристов за “спасибо”, предпочитая зарабатывать вместе с гидами любопытстве гостей.

Так что, пожалуй, заплатить пару евро за небольшую экскурсию по старинным дворикам стоит уже хотя бы ради того, чтобы воочию увидеть то, что живописал в своих произведениях Габриель Гарсия Маркес. Именно в таком патио познакомились герои его романа “Любовь во время чумы”: Флорентино Ариса встретил свою возлюбленную во внутреннем дворике, когда заносил ее отцу письмо.

Типичные испанские патио.
Типичные испанские патио.

Читая латиноамериканские и испанские романы, русскому читателю сложно представить себе красоту описываемой в них замысловатой, южной архитектуры. Это все равно, что пытаться дать прочувстовать какому-нибудь колумбийцу или венесуэльцу, что такое есть на самом деле русская изба – описать словами-то можно, но как дать ему услышать скрип половиц, ощутить запах дерева, отдохнуть взглядом на кошке, мирно посапывающей на теплой печке? Нельзя, не получается. Для этого латиноамериканца придется везти в Россию-матушку. Здесь получатется та же история – пока не окажешься в укрытом от солнца, тихом, далеком от шума портового города, убаюканном журчанием неизменного фонтана патио – ни за что не сумеешь до конца понять прелесть испаноязычных романов.

Тем же, кто желает сэкономить деньги, но, вместе с тем, насладиться испанской архитектурой, можно посоветовать посетить культурный центр Casal Solleric, расположенный в самом сердце Пальмы. Раньше этот дворец принадлежал барону, владельцу обширных оливковых плантаций, чуть позже его облюбовали берберские пираты. Сегодня же под узорчатыми сводами исторического здания проводятся выставки и культурные форумы. Внутренний дворик Касаль Сойерик очень красив – фонтанчики, цветы, клумбы, кусты, деревья, амфоры, фруктовые вазы, декоративная мебель, под навесами — ковры, подушки, лежанки, лежаки, укрытые сеткой, здесь есть на что посмотреть. Это и есть самый настоящий патио – дворик, вокруг которого вертится майоркинский мир.

Адрес культурного центра: Casal Solleric > Passeig del Born, 27, 07012 Palma