Киноэпопея или «До слез знакомый… остров»

islas_balearesПолучив редакционное задание написать о Балеарских островах, я, признаться, немного растерялась. Во-первых, их целых шесть, во-вторых, они слишком разные, но все до одного великолепные, так что каждому хочется посвятить, как минимум, статью – а свирепые редакторы требовали втиснуть все в один материал. Пришлось выкручиваться. Поразмыслив, я пришла к выводу, что лучше всего представить себе характер и красоту конкретного места можно, подобрав к каждому острову всем знакомый женский кинотипаж. Почему именно женский? Просто названия всех Балеарских островов – женского рода. Шесть островов – шесть кинодив. Так что, как сказали бы на киноплощадке: Мотор! Начали!

Балеарский архипелаг состоит из двух групп островов: это Сосновые острова, к которым относятся Ивиса и Форментера, а также Гимнессийские острова – Майорка, Менорка, Драгонера, остров Воздуха и мини-архипелаг Кабрера – он слишком мал, чтобы разбираться с каждым из его островков, так что его представляют одним отдельным островом.

penelopeМайорка – это Раймунда из “Возвращения” Педро Альмадовара. И не спорьте.
Майорка – старшая из сестер. Самый большой остров всего архипелага. Какой была Раймунда, бесподобно сыгранная Пенелопой Круз? Правильно – красивой, ответственной, цветущей, неприступной, берущей на себя проблемы окружающих. Именно такова Майорка. Потрясающая природа, вечно цветущие поля и луга, неприступные горы… И все это на фоне «столичной» ответственности перед «младшими сестрами» – деньги, заработанные этим туристическим гигантом за сезон кропотливого курортного бизнеса, честно делятся между муниципалитетами всех Балеар. Неполный миллион населения острова, в большинстве своем, трудится в сельскохозяйственной и туристической сферах. Остров облюбовали немецкие бюргеры, многие из которых живут здесь круглый год. Это обстоятельство не могло не сказаться на внешнем виде Майорки – великолепные автотрассы, ухоженные виллы, дорогие автомобили и яхты класса «люкс». Немцы, где ни появятся – везде обустраиваются основательно и с максимумом удобств, так что за считанные десятилетия немецкие поклонники солнца и экзотики превратили крупнейший из принадлежащих испанской короне островов в жемчужину европейсокого туризма.

malenaМенорка – ну кто же, как не красавица Малена из одноименной картины Джузеппе Торнаторре?
Вспомните горделивую красоту и стать итальянской провинциальной девушки Малены, бесподобно сыгранной одной из самых притягательных женщин современного кинематографа – Моникой Белуччи. Это – Менорка. Древние финикийцы называли ее островом огня – такой же манящей, игривой и яркой казалась им эта красавица. Менорка меньше, а потому и спокойнее своей старшей сестры – Майорки. Ни на одном острове Балеарского архипелага нет такого количества лесов и полей. Прелесть Менорки – в ее деревнях и провинциальных селениях, в свежайшем оливковом масле и местном твердом сыре “махон”. В ней нет захватывающего дух великолепия Форментеры, нет дерзости Ивисы и столичного размаха Майорки. Так же, как и Малена, она несет свою красоту сквозь века в гордом достоинстве, держась особняком от своих шумных, известных во всем мире сестер.

fight-clubИвиса – ох, ну с кем же ее сравнить? Пожалуй, это Марла из культового “Бойцовского клуба” Дэвида Финчера.
Самый сумасшедший остров всего архипелага. Такой же безбашенный, больной на всю голову, как и героиня Финчера. Вечеринки в стиле «техно», безудержный секс, молодежь со всего мира, приезжающая “отрываться по полной”. Остров, кстати, носит гордое имя ИВИСА, а не Ибица, как его привыкли называть в России. Сто сорок тысяч местного населения трудятся исключительно на туризм, обслуживая бесчисленное количество ночных клубов, баров, ресторанчиков и дискотек. Пожалуй, единственный житель Ивисы, не имеющий с туристами ничего общего – это легендарный французский футболист Зинедин Зидан. Остальные «работают на праздник». День здесь давно уже стал ночью, а ночь – днем. Это остров чумового веселья, которое длится нон-стоп круглый год, точная копия Марлы – бесшабашной, дерзкой, дрянной девчонки с большим сердцем.

Форментера – это, без сомнения, Дора из старого фильма “Генералы песчаных карьеров” Холла Бартлетта
Форментера – самый спокойный населенный остров Балеарского архипелага. Помните девочку, возлюбленную главного «генерала», Буллета? Добрая, тихая, чистая, первозданная, с огромными глазами цвета морской волны. Вот такое же зелено-бирюзовое море, белоснежный песок и чистейший воздух, пропитанный запахом трав и ароматом окрестных сосен – это лицо Форментеры. Остров расположен в шести километрах от Ивисы. Добраться сюда можно только по морю, никаких самолетов. Чистейшая вода невероятного аквамаринового цвета – гордость местных жителей, которых всего-то 10 тысяч. Благодаря лугам посидонии – подводного растения, дающего кров и пищу большому количеству морских существ – вода приобретает свой неповторимый цвет. Колонии посидонии возле Форментеры объявлены биосферным заповедником ЮНЕСКО. На острове самые красивые дикие пляжи, кстати, на всех без исключения разрешен и даже приветствуется нудизм. Сюда приезжают на денек с сумасщедшей Ивисы или перенаселенной Майорки, чтобы выкупаться и позагорать в диких бухточках невероятной красоты. Сам остров протяженностью в 23 километра напоминает собой прекрасную девственницу – здесь нежный белый песок, многокилометровые пляжи и полное отсутствие цивилизации – никаких шезлонгов, бич-баров, солнцезащитных зонтов и прочих «удобств». Кстати, ставить палатки тут также запрещено. Ласковое, прозрачное море, экологическая чистота высшей пробы, сказочные пейзажи – все это позволяет гостям Форментеры почувствовать себя частью природы и просто ощутить себя счастливыми.

leonДрагонера или Драконий остров (Isla Dragonera) – скорее всего, это Матильда из фильма “Леон” Люка Бессона.
Драгонера – маленький, необитаемый, колючий остров. Примостился он рядом с самой старшей сестрой – Майоркой. По своему характеру он очень похож на девочку Матильду: жесткую, рано повзрослевшую, живущую рядом со своим большим, сильным и единственным другом и наставником – Леоном. Здесь практически нет зелени, сплошные скалы, пропитанный солью камень, спящий под мерный рокот волн. Длина Драгонеры составляет 4,2 км, а ширина доходит до гордых 900 метров. По своим очертаниям островок действительно напоминает фигуру дракона, благодаря чему и приобрел свое оригинальное название. Во времена морского пиратства Драгонера не раз становилась приютом для кораблей морских разбойников, пытавшихся совершать набеги на Майорку. Кстати, к кино этот островок имеет самое непосредственное отношение: здесь экранизировали известный детектив Агаты Кристи «Зло под солнцем».

masinaАрхипелаг Кабрера (Cabrera) – ну конечно же, Кабирия. “Ночи Кабирии”, Федерико Феллини – классика, легенда, великое искусство.
Название россыпи самых маленьких населенных островков Балеарского архипелага, в переводе на русский звучит не так уж романтично: “Козьи острова”. Загадкой остается происхождение столь обидного топонима. То ли островки богаты были козьими стадами, то ли название дали из-за “козлиного” характера местных островитян. Темперамент Кабреры сходен с темпераментом Кабирии, героини великой Джульетты Мазины – он взрывной, задиристый, сварливый… но бесконечно добрый. С 1991 года весь архипелаг считается национальным парком. Кажется, жители Кабреры немного комплексуют из-за того, что их родина такая маленькая, всего-то 5 на 5 километров общей площади суши – но признаться в этой ревности к большим пространствам не захочет ни один из них. Гордости здесь столько же, сколько было в маленькой, но самостоятельно идущей по жизни Кабирии. На островках Кабреры популярен рыбацкий промысел. Для туристов архипелаг открыт с апреля по октябрь. Добраться сюда можно, переправившись паромом с Майорки.

amelieОстров Воздуха (Isla del Aire) – ну, это уж точно Амели из “Амели с Монмартра” Жана-Пьера Жене.
Самая младшая сестричка. Размер этого необитаемого островка составляет всего 34 гектара. Остров Воздуха так же одинок и прекрасен, как героиня “Амели”. Маяк да заброшенная хижина смотрителя – вот и все здания на этом крохотном кусочке суши. Здесь находят свой приют тысячи морских птиц. Сам остров, находящийся под опекой ЮНЕСКО, благодаря уникальности своей природы, является биосферным заповедником и принадлежит некоему таинственному богачу, успешно скрывающему свою личность (Помните конспирацию самой Амели, желавшей творить добро инкогнито?). Добраться сюда, как и на Форментеру, можно исключительно по воде. Хочешь – не хочешь, а считайся с капризами природы. Так что либо плыть, либо любоваться красотами Isla del Aire с неба. Вот уж действительно Остров Воздуха.